Когда ребёнку необходим логопед?

  • Ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам.
  • Родители ребёнка (или один родитель) поздно заговорили, имели в детстве (или имеют) дефекты речи, т.е. имеет место выраженный наследственный фактор.
  • Ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.
  • Ребенок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова или простые слова.
  • Ребенок в 2,5, 3  произносит отдельные слова, нет фразы (Мама дай машинку).
  • Речь ребенка в 3 года неразборчива и малопонятна для окружающих.
  • Пользуется упрощенными словами, меняет слоги в слогах.
  • У ребенка неправильное произношение многих звуков, отчего речь неразборчива.
  • Ребенок не умеет «связно рассказывать» о событиях своей жизни, у него маленький словарный запас.
  • Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова.
  • Ребенок испытывает трудности в обучении чтению.

 

Развитие речи детей раннего возраста

Рекомендации родителям

Формирование полноценных образов о предметах:

¨Манипуляция с предметами, проговаривание названий предметов и действий с ними.
¨ Дать малышу возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, дать поиграть ложкой, постучать ею по кастрюле, по ковру. Обратить внимание на различие звуков ( по ковру глухо, звонко по кастрюле и т.д.)
 Пение колыбельных песен развивает память, обогащает словарный запас, развлекает и одновременно успокаивает ребенка.  Ребенку, которому пели колыбельные , начинает раньше   «гукать». 
 
Развитие мелкой моторики:
¨Массаж пальчиков, воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга.
¨Пальчиковые игры.
¨Развитие элементарных навыков самообслуживания.
 
Знакомство с органами артикуляции:
¨Петь и говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции.
¨  Можно позволить ребенку играть пальцем у себя во рту, двигать язык, но не сосать (это пассивная артикуляционная самогимнастика).
 
Эмоциональный контакт с ребенком:
¨Эмоционально окрашенную речь ребенку легче  воспринимать, так проще запоминаются  новые слова.
¨Нечёткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, «проглатывать» окончания слов.
 
Активный словарный запас:
¨Не заменяйте слова на неправильное значение слова ( перчатки – «рукавички»)
¨Называйте вещи своими именами (автобус- «машина»).
¨Не старайтесь говорить все слова лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например, курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка).
¨Не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.)
¨Не вставляйте в каждую фразу бессмысленных восклицаний: «Ой какой!» Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.
¨Требования к наглядному материалу и игрушкам
¨Материал должен быть реалистичным.
¨Не  берите книги и игрушки, если вы сами не понимаете , кто изображен на картинках.
¨Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или, что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами.
¨Вместо указательного местоимения «это» называйте конкретные существительные.
 
       Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит и для развития способности мыслить.
«…Если ребенок до 3 лет по каким либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трёхлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трёхлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторогодовалому». (Л.С.Выготскиий).
 

Требования к речи дошкольников, поступающих в 1 класс

Речевая готовность к школе

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения. Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

     Для полноценного овладения в будущем чтением и письмом у дошкольников  должны быть сформированы следующие компоненты речи:

 1.        Умение слушать и слышать других.

2.         Звуковая сторона речи (правильно употреблять все звуки речи; чётко и внятно проговаривать слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью; изменять силу голоса и темп речи).

3.         Функции языкового анализа (составлять и делить предложения на слова; делить слова на слоги; уметь выделять все звуки в словах, определять их наличие и место в словах; устанавливать последовательность звуков в слове).

4.         Лексическая сторона речи (словарный запас - точно подбирать значения слов и выражать свои мысли; дифференцировать обозначения предметов (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто «автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); использовать эпитеты, подбирать метафоры, синонимы и антонимы, использовать слова и фразы с переносным значением.

5.         Грамматическая сторона речи (уметь изменять и образовывать слова).

6.        Связная речь (свободно общаться; поддерживать диалог на темы, понятные ребёнку; рассказывать о пережитых событиях; пересказывать содержание сказки, рассказа; описывать окружающие предметы; раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности).

      Несформированность или недостаточное развитие той или иной стороны речевой готовности  может стать причиной трудностей в освоении чтения, письма и других школьных предметов. Последствия несформированности различных сторон речи

Речевые игры для детей и родителей

    Речевые игры - это увлекательный и эффективный способ формирования слухового внимания, фонематического восприятия, грамотной, связной и выразительной речи.

1. Игры - задания на развитие звукового и слогового анализа (фонематического восприятия)

- упражнение "Назови все звуки слова" (дом - д,о,м);

- игра "Предметы на один звук" - придумай слова на заданный звук или назови предметы со звуком М, которые находятся в нашей квартире (на даче, на улице и т.д.) - макароны, мебель, мозаика, матрешка;

- игра "Пирамида слов" - придумай слова с 3,4,5 звуками (сад,рука, диван);

- игра "Один звук" - послушай слова и скажи, какой звук общий (сапоги, самосвал, автостанция, лес - общий звук С);

- игра "Собери слово из звуков". Вы называете ребенку звуки, а он должен назвать слово (л,а,к - лак). Составь слово из разрезной азбуки (если ребенок знает буквы) - В ДЕТСКОМ САДУ МЫ ЗВУКИ И БУКВЫ НАЗЫВАЕМ ОДИНАКОВО (не эм, а звук М и буква М). После составления слов, посчитайте сколько звуков или букв в слове, сколько согласных и гласных звуков;

- игра "Добавлялки" - добавь различное количество звуков к слогу, чтобы получилось слово (ПА -парус, пальма, парусник);

- упражнение (Изменяем слова" - добавляем звуки к слову (рот - крот), меняет звуки и получаем новые слова (сок - сом);

- игра "Кто больше" - составляем как больше слов из одного слова (КРАПИВА - парк, ива, карп, рак, Ира и др.);

- игра "Цепочка слов" - называем слова на последний звук предыдущего слова (дом - мак - кот);

- игра "Назови гласный звук" - назовите слово ребенку, а он должен назвать гласный или гласные звуки в слове (ДОМ - гласный звук О, РУКА - звуки А, У),

- игра "Звукоед" - назовите слово без первого звука и попросите ребенка сказать все слово и спросите, какой звук съел Звукоед (обака - собака);

- упражнение "Длинное и короткое" - прохлопайте слова и определите по количеству слогов, какое слово длиннее.

2. Игры на развитие языкового анализа:

- Игра "Предложения" - составьте предложение или предложения по сюжетной картинке (картинки можно брать в любой книге, журнале, которые  есть в доме);

- упражнение "Растяни предложение" - вы придумываете предложение (Маша мыла руки.), ребенку нужно добавить слова, чтобы в предложение стало больше слов (Девочка Маша мыла руки. Девочка Маша мыла руки детским мылом. Девочка Маша мыла руки детским мылом в ванной. Девочка  Маша мыла руки детским мылом в ванной после прогулки.);

- упражнение "Послушать - посчитай" - придумайте предложение и предложите ребенку сосчитать количество слов в предложение, определите место слов в предложении.

3. Игры на развитие словообразования:

- игра "Назови ласково" - шкаф - шкафчик, стул - стульчик, т.д.;

- упражнение "Что где храниться?" - хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице и т.д.;

- упражнение "Детский сад" - назови детенышей животных (чем больше детенышей повторите с ребенком, тем лучше! Не ограничивайтесь только собакой, коровой, кошкой.);

- упражнения "Профессии" - загадайте загадки, ребенок должен отгадать, о ком идет речь;

- игра "Чья? - рассмотрите вместе с ребенком картинки животных и спросите (показывая на часть тела животного): "Чья лапа? (медвежья), Чьи уши? (лисьи)" и т.д.;

- игра "Давай посчитаем" - считаем предметы в доме, на картинке до 5 или 10 (один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять СТУЛЬЕВ) и т.д.);

- игра "Какой, какая, какие " - постарайтесь с ребенком подобрать прилагательные к заданному слову как можно больше (яблоко - большое, спелое, грязное, сочное, кислое, красное и т.д.). Образуйте прилагательные от существительных - платье из трикотажа - трикотажное, ;сок из апельсина - апельсиновое и т.д.;

- игра "Что делают, делает?" - спросите ребенка и помогите подобрать как можно больше действий - глаголов к заданному слову (Собака - прыгает, лает, сторожит, лежит, бежит, лакает и т.д.);

- игра "Что где" - спросите ребенка где лежит предмет (на столе, под кроватью и т.д.).

4. Игра на развитие словарного запаса:

- игра "Я знаю 5" - мясных блюд (мясной бульон, мясной суп...), перелетных птиц и т.д.;

- игра "Закончи предложение" - предложите ребенку продолжить предложение "Быстро бегает .....", По дороге идет...." и т.д.;

- игра "Подумай" - ребенок должен закончить проблемное предложение "Я разбил чашку, Что будет дальше?", "В комнате погас свет, потому что.....";

- игра "Цвет и ответ" - подберите названия трех предметов такого же цвета (красное яблоко, красное платье, красный фломастер);

- игра  "Ассоциации" - назовите слово СТОЛ, а ребенок в ответ называет первое слово, какое приходят в голову - ЕДА, ХЛЕБ и т.д.;

- игра "Общее - часть" - вы называете обобщающее слово МЕБЕЛЬ, а ребенок говорит какие предметы в категорию мебели входят.

5. Здания на развитие связной речи:

- пересказ небольших рассказов;

- ответы на вопросы по тексту;

- составление описательных рассказов;

- рассказ о пережитый событиях;

- составление рассказа по сюжетным картинкам;

- составление рассказа по сюжетной картинке.

      Дома можно играть в любые печатные игры по развитию речи.

Играть со своими детьми - это значит обучать их, общаться, всесторонне развивать, развлекать, делать жизнь ярче, эмоциональнее и интереснее.